региональная общественная организация инвалидов

ЦЕНТР ГУМАНИТАРНЫХ ПРОГРАММ

Газета «Россия», 31 октября 2001
Благотворительность вслепую
Валерий Бегишев

В современной России делать добро и невыгодно и неудобно и вообще – занятие неблагодарное. Года четыре назад одна из наших центральных газет решила собрать средства на строительство сгоревшей сельской школы, но очень скоро выяснилось: доброхотов среди сотен тысяч её читателей нашлось не так уж много. Прошло ещё три года, и другая, тоже весьма солидная газета, поместила результаты социологического опроса, вроде бы объяснявшего причины такого явления. Оказалось, постоянно растёт доля людей, испытывающих чувства усталости и безразличия. Почти половина опрошенных честно признали, что не ощущают готовности помогать ближнему.

И впрямь – в сравнении с Америкой, собирающей ежегодно на благотворительные цели суммы порядка 5% национального бюджета, выглядим мы довольно бледно. А между тем по другому показателю уже сумели опередить Штаты: в стране зарегистрировано около 5 тысяч благотворительных фондов. В общей же сложности действуют примерно 70 тыс. общественных и некоммерческих благотворительных организаций, насчитывающих 2,5 млн. сотрудников! Уж не проедают ли они большую часть собираемых ими средств?

Похоже, именно об этом задумываются те, кто в состоянии оказывать нуждающимся серьезную помощь: бизнесмены, топ-менеджеры компаний. Российская Ассоциация менеджеров предприняла своё исследование и выяснила: почти четверть опрошенных директоров фирм отмечает в качестве серьёзного препятствия благим побуждениям скверную репутацию посредников между дающими и принимающими. А что касается руководителей служб по связям с общественностью, то они направляют средства независимым благотворительным фондам только в 5% случаев.

Если на Западе, где система благотворительности формировалась столетиями, отчётливо прослеживается стремление к всё большей её прозрачности, ориентации на выбор наиболее социально значимых объектов и проведению своего рода внутренних конкурсов между ними, не говоря уже о том, что никогда деньги не передают «из рук в руки», то у наших филантропов такое случается весьма часто. Сибирский центр поддержки общественных инициатив, который изучал положение в 11 регионах, выяснил: лишь менее двух третей затраченных сумм получили надлежащее бухгалтерское оформление. Кроме того, спонсоры не так уж редко (в значительной степени потому, что хлопотно отслеживать путь выданных средств) рассуждают по принципу: я сделал доброе дело, а там пусть распоряжаются как хотят. Ну а чтобы всё-таки уменьшить вероятность жульничества, в девяти случаях из десяти предпочитают помогать напрямую, и в каждом четвёртом – через лично знакомых людей.

Бухгалтеров в такие дела вовлекают неохотно ещё и потому, что опасаются разбирательств с налоговыми органами. Надо сказать, власти не слишком симпатизируют филантропам. Закон позволяет вычитать из налогооблагаемой базы лишь 3% прибыли, затраченной на эти цели. Минфин жёстко разъяснял в одном из своих циркуляров: «Обороты по безвозмездной передаче товаров (работ, услуг) облагаются налогом на добавленную стоимость независимо от целей передачи, в том числе в благотворительных целях».

Конечно, подобное положение не устраивает желающих стать новыми Морозовыми (был такой известный меценат в царской России). Вот был такой случай. Предприниматель, оказывающий помощь доброй полусотне семейных детских домов, обратился к депутату Госдумы с просьбой поразмыслить над законопроектом, который бы поощрял благотворительную деятельность. Ответ запомнился: «Вы, молодой человек, не указывайте государству, что делать! Ваше дело – платить налоги и отчислять деньги на социальные нужды, а как с ними быть – разберёмся сами...»

Надо ещё принять во внимание психологию наших потребителей даровых благ: очень часто они искренне уверены, что за это и спасибо-то говорить не стоит. Главный специалист по связям с общественностью Альфа-банка Елена Мокеева рассказывала, что не редкость звонки примерно такого рода: «Вы, банк, денег наворовали, а нам дать не можете!»

А ведь дают, и многим. При всех трудностях корпоративная благотворительность в стране идёт на подъём.